Следуй за красным кроликом

Tweet about this on TwitterShare on VKShare on Facebook11

Говорила ацтекская мама сыну: не пей, Хуицилихуитл, иначе сможешь выговорить только первые три буквы имени, кроме того, придут за тобой 400 лютых кроликов. Но чисто из интереса или из-за детского комплекса носить такое трудно выговариваемое имя Хуицилихуитл* запил. Так и узнал, что маму нужно слушаться, и познакомился с каждым из четырех сотен ушастых богов пьянства. Кажется, история стоит того, чтобы на воображаемой машине времени перенестись в Центральную Мексику XIV века и погрузиться в чарующий мир мифологии.

 

ПОКРОВИТЕЛИ ПЬЯНЫХ ШАЛОСТЕЙ

400 кроликов – это не только 25 полушубков, но и четыре сотни стадий алкогольного опьянения в представлении народа мешика**, который мы привыкли величать ацтеки. Почему 400? Так мешика называли запредельное количество. Поэтому 400 = дофига много, лень считать. Почему кролики выступали в роли пьянствующих малых богов? Вероятно, потому что каждый следующий прыжок этих животных был также непредсказуем, как и поведение подвыпившего индейца.

Каждый кролик имел имя и исполнял свои функции. Поймать первого кролика – Колхуатцитсатля – значило быть на ранней стадии опьянения. Дойти до Текхалотля – быть уверенным, что достиг в танце уровня «Бог». Увидеть Тепоцтекатля – тот случай, когда алкоголь способствует продолжению рода. Имя бога очень символично: переводится и изображается как «Два кролика». Дальше следовал кролик дурашливости, «заставляющий» выдалбливать на стенах священных пирамид нелестные отзывы о бывших (типа «Чиконауи – непорядочная женщина-ацтек»). Еще были кролики граничащего с безумием хвастовства («Посмотрите, как я умею делать сальто назад!»), нелепых бравад («Да ты знаешь, кто мой папа?»), воинствующей глупости («Сейчас ты узнаешь вкус моего макуауитля***), вынужденного отдыха («Лицом в салат из кактуса»). Особенное впечатление производят кроль Тецкатсонкатль (в переводе – «Соломенное зеркало») – состояние опьянения, при котором вы можете видеть столько же, сколько и в зеркале, сделанном из соломы, и Макуил Точтли – пушистый бог похмелья, едва узнаваемый от головной боли и тошноты.

Изображались божества с двухцветными (красными и черными) лицами.

 

УШАСТЫЕ С РОДОСЛОВНОЙ

Впечатляют родители кроликов. Мать – Майяуэль, согласно одной из легенд, была простой крестьянкой. Однажды она увидела, как мышь пьет сок листьев агавы, закусывает зерном, после чего весело икает и начинает вести себя крайне развязно. Смекалистая Майяуэль нарезала волшебных листьев, сделала агавовый фреш, подождала, когда он сбродит. Получившийся напиток назвали «пульке», а барышню тут же провозгласили богиней. Немудрено, что ею заинтересовался Патекатль («Он из страны лекарств») – бог исцеления, плодородия, «владыка корня агавы», ставший впоследствии отцом всех «пьяных» кроликов. После появления детей-кролей Майяуэль, по мнению ацтеков, похорошела – обзавелась количеством грудей, равным количеству новорожденных.

Изначально 400 кроликов были «сельскохозяйственными» богами: следили за состоянием почвы, оберегали урожай. Богами пьянства они становились «по зову сердца» в свободное работы время – в периоды празднеств, посвященных сбору урожая.

Кстати, до сих пор в Мексике есть традиция перед распитием пульке плеснуть немного напитка на пол в качестве жертвы кроликам.

 

Артем Егоров

 

* Кстати, имя очень даже приличное. Переводится как «Перо колибри». А если выпить, то, наверное, «Чудо в перьях».

** От него происходит название страны Мексика.

*** Холодное оружие ближнего боя.

Tweet about this on TwitterShare on VKShare on Facebook11